Проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека органически включает в себя особую заботу о подрастающих поколениях, которая актуальна для нашего общества. «Уважай всякого человека, но во сто крат больше уважай ребенка», - писал Л. Н. Толстой. К сожалению, эта истина еще не стала бесспорной для некоторой части взрослого населе¬ния, определяющей положение людей.
Анализ фактических данных, характеризующих положение детей в нашем государстве, позволяет выделить несколько категорий детей, которые находятся в особо трудных условиях, а именно:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети из асоциальных семей;
- дети, нарушившие закон;
- дети-инвалиды;
- дети-беженцы;
- дети из семей мигрантов;
- дети из семей безработных или вынужденные трудиться;
- дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;
- дети-жертвы экологических катастроф;
- безнадзорные, в том числе бездомные дети;
- дети-наркоманы и злоупотребляющие алкоголем.
В последние годы обострились проблемы социального сиротства. Среди воспитанников интернатов лишь 5% не имеют родителей, от 95% родители по различным причинам отказались, передав их на полное государственное обеспечение, или лишены родительских прав,
Кроме детей из неблагополучных семей к группе риска необходимо отнести детей беженцев и вынужденных переселенцев. Эти дети, совсем недавно жившие в хороших условиях, оказываются совсем не приспособленными к внутреннему слою, пережитому их родными. Дети-беженцы остаются, прежде всего детьми и потому требуют к себе особого внимания. Положение российских беженцев еще более осложняется несовершенством миграционного законодательства. Например, чтобы вывести детей из мест военных конфликтов и оформить им статус вынужденных переселенцев, необходимо немало усилий, так как оформлением статуса вынужденного переселенца занимается миграционная служба, а детьми- сиротами - органы образования, но справка о сиротстве выдается только на основании справки о смерти их родителей, а затребовать их обязана миграционная служба, И это все нужно проделать в условиях чрезвычайных обстоятельств.
В результате острая необходимость в социальной реабилитации детей, оказавшихся в особо трудных условиях, требует от государства и общества особого внимания и применения, неотложных мер.
Обеспечению правового статуса ребенка в нашем современном обществе способствуют новые Трудовой, Семейный, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ, различные президентские программы, которые касаются проблем детства, а также многочисленные постановления Правительства РФ.
Кроме того, существует ряд международных правовых документов, которые непосредственно касаются обеспечения прав ребенка и правосудия в отношении несовершеннолетних (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и многие другие). Всеобщая декларация прав человека в ч. 2 ст. 25 устанавливает особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Кроме того, всем детям, родившимся в браке или вне брака, должна предоставляться одинаковая социальная защита.
В статье 23 Международного пакта о гражданских и политических правах семья провозглашается естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах не только повторяются вышеперечисленные положения, но и особо рассматривается забота о «несамостоятельных детях и их воспитании».
Важнейшим международно-правовым актом в области защиты прав и законных интересов ребенка является Конвенция о правах ребенка 1989 г. Основной смысл этого документа заключается в том, что дети рассматриваются не как объекты, а как субъекты правоотношений, самостоятельно действующие граждане.
В Конвенции содержится пять основных постулатов:
- Дети независимо от цвета кожи, пола, языка, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, экономического и физического состояния, любого другого статуса ребенка, его или ее родителей или попечителей не должны подвергаться дискриминации.
- Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
- Наиважнейшие интересы ребенка должны учитываться при принятии решений или действий, имеющих непосредственное отношение к ребенку или группе людей. Этого должны придерживаться как правительства, административные и юридические власти, так и семьи при принятии того или иного решения.
- Дети должны восприниматься как активные участники всего что касается их жизни, и быть полностью свободны в выражении своих мыслей. Они имеют право иметь свое мнение и право на то, чтобы с ним считались.
- Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Признание Россией Конвенции о правах ребенка 1989 г. явилось важным шагом на пути формирования его правового и социального статуса. Суть Конвенции очень ясна: «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия...», становления его как личности. Конвенция также формулирует права ребенка и принципы их защиты (например, право на жизнь, право на имя, на приобретение гражданства, право знать своих родителей, право на их заботу, право ребенка на сохранение своей индивидуальности и многие другие).
В нашем законодательстве ряд принципов Конвенции до конца не реализован: не все нормативные акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами; не создана система условий, в том числе правовых, для благополучного развития детей и реализации их прав. Также необходимо отметить, что не существует единой научной обоснованной системы мер, позволяющей приостановить процесс постоянного ухудшения положения детей, не говоря уже о создании благоприятных условий. Не существует заботы о детях, и отсутствует единый орган, который занимался бы только вопросами прав ребенка. Теоретические и практические проблемы соответствия российского законодательства принципам и нормам Конвенции вызваны, прежде всего недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением ряда положений законов в области прав ребенка.
В Семейном кодексе РФ говорится, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ч.2 ст. 54). Это положение существенно затрагивает и почти не относится к тем детям, которые никогда не видели своих родителей и не увидят вовсе. В настоящее время в детских домах содержатся дети с врожденными «страшными» заболеваниями, самое, пожалуй, распространенное - это ДЦП, а родители таких детей, как правило, не старше 23 лет, которые без всякого сожаления оставили своих детей на попечение государства. Что делать с этими детьми? Вряд ли их кто-нибудь возьмет на воспитание, ведь им нужна не только моральная, но в большей степени и материальная помощь. Государство эту помощь оказывает настолько, насколько это возможно.
Для решения указанных проблем автор предлагает поэтапно реализовать следующие меры:
- Совершенствовать российское законодательство в отношении прав ребенка.
- Повысить социальную защиту и помощь, поскольку постоянная забота о детях - непременное условие сохранения и развития народа, государства, мирового сообщества в целом.
- Создать специальные комитеты по соблюдению и защите прав ребенка.
- Необходимо привлекать будущих молодых родителей к посещению различных тренингов, собеседований и т.п.
- Повысить заработную плату персоналу, который работает в детских домах.
- Создать специальные программы по финансированию детских домов.
- Оснастить такие учреждения высококвалифицированными работниками и многое другое.
Небольшой жизненный опыт, зависимость от родителей или иных законных представителей приводят к тому, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек. Отсюда, следовательно, возникает необходимость повышенной, по сравнению с другими субъектами права, правовой защиты законных интересов несовершеннолетних.
Список литературы:
Рыбинский Е.М., Кузнецова Л.В., Несеянова М.И. Государственная социальная политика в интересах детей// СОЦИС. – 1998. № 12. С. 42
Дети-беженцы. Рекомендации по обеспечению защиты и помощи. – Женева, 1994.
Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика): Монография. – Владимир: ВГПУ, 2001. С.5.